13 мар. 2013 г.

Как выучить с ребенком буквы?



Умение читать - необходимый навык для цивилизованного человека. Чем раньше ребенок научится бегло читать, тем больше обучающих задач он сможет решать самостоятельно, что значительно экономит время родителей. Но долгий путь к этому начинается с первого шага. Сегодня мы делимся с вами известными нам способами выучить с ребенком буквы.  


В каком возрасте учить буквы?

Мне кажется, что учить буквы имеет смысл с том возрасте, когда ребенок сможет читать. Я допускаю, что можно научить читать 6-месячного ребенка, но я не представляю, что вы предложите ему читать. Если у вас есть интересный материал для чтения, который подходит ребенку по лексике и по шрифту - можете начинать учить буквы. По моему мнению, нормальный возраст для изучения букв - от года до шести лет, и даже эти границы могут быть обоснованно расширены.

Роль букв в обучении чтению

Мнение, что начинать учить ребенка читать нужно с азбуки, очень распространено. Но есть и другие точки зрения.
Гленн Доман: учиться читать нужно целыми словами. Мое мнение: методика Гленна Домана показывает хорошие результаты в английском языке, для которого была придумана. Русский язык отличается тем, что слова имеют различные формы. Например, ребенок может запомнить слово "труд", но это не поможет ему опознать слова "трудился", "потрудится", "трудовой", "трудом" и так далее. В то же время в английском гораздо менее устойчивое соответствие между буквой и звуком, что путает начинающих читателей (независимо от возраста). После размышлений, я полностью отказалась от методики Гленна Домана по обучению детей чтению, при том, что я пользуюсь его ценными рекомендациями по другим вопросам.
Н. Зайцев: учиться читать нужно по складам. Мое мнение: ничтожно мало в русском алфавите букв, которые не могут быть складом. Пока мои дети учили все склады одновременно (а я в свое время сделала кубики Зайцева), результаты были не очень. Сейчас я верю, что информацию лучше запоминать частями, а учиться читать - по букварю, когда новые буквы вводятся постепенно. 

Если вы согласны, что изучение букв - это самостоятельная и важная образовательная задача, давайте перейдем к методам. Я объединила их в несколько групп.

1. Картинка - звук. Это самый классический вариант, когда ребенку показывают изображение буквы и называют звук, который она обычно обозначает. Это своего рода "официальное знакомство". Его нельзя избежать, но им не следует ограничиваться.
2. Метод  ассоциаций. Так устроены азбуки - каждой букве соответствует какой-то рисунок, а часто и стишок (обычно, сомнительного качества). Мы привыкли связывать букву со словом, с которого она начинается, но буква "М" может превратиться в мычащую корову, а "З" - в звенящие наручники (да, это рекомендации для детей!). К этой же группе относятся "говорящие азбуки", которые хороши тем, что не требуют внимания родителей. Рекомендую статью Л. Некина. Масса хороших способов научить ребенка буквамалфавита.
3.  Оживление буквы. Для взрослых буквы являются абстрактными символами, и нас это устраивает. Для детей абстракция - это излишние сложности. Если буква не нарисована на бумаге, а имеет объем, с ней можно взаимодействовать. Когда ребенок лепит, обводит пальцем, рисует, есть букву, он использует осязание и кинетическую память, что помогает ему. Примеры: рисовать буквы красками, пальцем на крупе, лепить буквы, выкладывать из предметов контуры букв, обводить пальцем объемные буквы.
4. Применение знаний. Это игры, в которых требуется знаний букв. Можете использовать карточки, кубики с буквами, объемные буквы, буквы на магнитах.
Если вы учите буквы с ребенком лет 5-6, можете использовать компьютерные игры, в 3-4 года - игры на планшете. 

Мой опыт

Какие бы способы изучение букв вы ни выбрали, помните - что все дети разные, и сравнивать их между собой нельзя. Своих детей я учила буквам бессистемно. Показывала в книгах и на вывесках, писала, играла в кубики Зайцева. Занималась нерегулярно и никуда не спешила. При этом дочка в 2 года прочитала первое слово (это была вывеска "Аптека"), а сын в свои 2,5 еще не хочет запоминать буквы. Я думаю, это связано с тем, что дочку всегда интересовали абстрактные символы, буквы и цифры. Было время, когда вместо "пусто" она говорила "ноль". А сын предпочитает много двигаться.

Какие бы методы или их сочетание вы не выбрали, самое главное - многократное повторение. Желаем вам поскорее пройти этап обучения ребенка буквам и перейти к настоящему чтению!

2 комментария:

  1. Вот у меня сейчас проблема,дочь стала смотреть мультфильм "Грамотеи" который учит английскому языку, в итоге за месяц она выучила половину англ алфавита и никак не хочет принимать русский алфавит, я ей говорю Аришенька смотри это буква В а она мне говорит нет это "би" и объяснить почему это В и не би у меня не получается( Как тут быть?

    ОтветитьУдалить
  2. С английским всегда сложно. Мне кажется, нужен "носитель языка". Если это не отдельный родственник/знакомый/репетитор - пусть будет игрушка. Английский мишка с английским букварем. И, соответственно, русский зайка с русским букварем. Сделайте алфавит сами, пусть он отличается шрифтом, размером, цветом, как будто это совсем другой алфавит, и зайка не понимает, что В - это "би", он понимает только звук б.

    ОтветитьУдалить