19 мар. 2013 г.

Как я занималась в воде с сыном (часть 1)



Как я занималась в воде с сыном (часть 1)
История наших плаваний - для тех кто только собирается приступить к занятиям в ванне. О том как не бояться, как выбраться из ванны и о другом. 


Расскажу, как лично я справлялась с бытовыми вопросами.Как я уже говорила, мы занимались в домашней ванне по рекомендациями, изложенным в книге Володиной "Энциклопедия беременности". То, что я буду рассказывать, частично пересекается с текстом книги, но это мой личный опыт: ни прибавить, ни убавить.

1 этап. Детская ванночка

Купая новорожденного сына в детской ванночке, я опиралась на концепцию адаптационного купания по методике "Рожаны", то есть поливала ребенка из кружечки водой или травным настоем. Но про купание (мытье) разговор отдельный, а сегодня - о занятиях в воде.
С первых же дней мы готовились нырять:
- сначала я просто влажной рукой умывала все личико, включая глаза (конечно, сын жмурился); обязательно говорила, что сейчас будет водичка;
- потом стала брызгать на личико, тоже говорила про водичку, сын улыбался;
- еще позже предупреждала, что сейчас будем нырять, дула в носик (считается, что после этого ребенок задерживает дыхание), командовала "Ныряй!" и поливала из кружки на лицо - сначала тоненькой струйкой, потом все смелее.
На привыкание у нас было около месяца, так что ни я, ни ребенок не боялись.

2 этап. Совместное купание.

Мы начали заниматься в большой ванне, когда мне и сыну можно было принимать ванну. Насколько я помню, ему было около 4 недель. Вместе мы занимались до 4 месяцев. 

Как я готовила ванну:

поскольку я занималась с сыном одна, мне было очень важно заранее все приготовить, чтобы потом было удобно.
Для гимнастики и массажа я использовала стиральную машину, на которую укладывала сложенную махровую простыню (для мягкости) и застилала детским полотенцем (один край должен быть свободным). На пол стелила тряпку для пола,
ванну чистила содой, в воду ничего не добавляла (мылись в травках мы по-прежнему в детской ванне).
Наполняла ванну водой 36 градусов (измеряла обычным детским градусником), дверь не закрывала. Пока набиралась вода, надевала купальник, а сверху - махровый халат (который потом служил полотенцем). Волосы убирала наверх, чтобы не намокали.
Никакие игрушки или вспомогательные предметы вроде круга при занятиях в ванной мы не использовали. 

Как мы делали массаж и гимнастику:

Потом я раздевала сына на диване и несла на "массажный столик". Кажется, что у месячного ребенка совсем отсутствуют мышцы, поэтому массаж делать страшно, я ограничивалась поглаживанием. Сначала укладывала на спинку и гладила: ступни, голени, бедра, кисти, предплечья, руки, живот, грудь. Потом переворачивала на живот, гладила попу и спину. Казалось на спине сразу под кожей - косточки. После пары месяцев занятий я обнаружила, что появляются мышцы и стала уже не поглаживать, а разминать.
После массажа мы делали упражнения, лежа на спине (делала их я, держа сына за ноги или руки):
1. Попеременное поднимание и опускание ног (плывем кролем).
2. Имитация плавания брасом - сгибание ног.
3.  Движения руками, как будто он гребет.
К этому времени ванна наполнялась водой, я вешала халат так, чтобы можно было достать его из ванны, брала сына на руки и залезала в воду.

Наши занятия в воде:

1. Привыкание к воде. Сначала я просто держала сына на руках, покачивала, поливала водой (не на лицо). Когда он расслаблялся, переставал нервничать, клала его на свои вытянутые ноги и так покачивала, опуская все ниже. Руками не касалась, только страховала. Вода доходила до середины ушей. Тоже ждала, пока привыкнет. С каждым разом привыкание проходило все быстрее.
Дальнейшие этапы свободно чередовались.
2. Вертикальное положение. Потом я убирала ноги из-под сына, голова его оставалась над поверхностью, а ноги опускались на дно. Получалось, что он стоит. Пока шея не окрепла, я поддерживала голову пальцами. Держала ребенка подмышки, лицом к себе на вытянутых руках. Потом медленно начинала приближать к себе, при этом ноги касались дна. С первых же занятий он пошел. Очень медленно поднимал ногу, растопыривая пальцы, и опускал ее. Потом другую. Так он "доходил" до меня. Потом я снова отодвигала его, и он снова шел.
3. Положение на спине. Поддерживая руками под голову и спину "катала" вдоль ванны назад и вперед. Постепенно ослабляла поддержку, пока не замечала, что сын начинал нервничать. Сама легкая поддержка у нас была - двумя пальцами под голову. Сколько я ни пробовала, совсем отпустить не получалось. Пару раз вышло так, что он полностью погрузился под воду в положении на спине - ему было очень неприятно, он расстроился и занятие сразу прекратилось. Мое мнение: при положении вертикально или на животе в случайном нырянии нет ничего страшного, но на спине этого нужно избегать. Будьте внимательны.
4. Толчки от торца ванной мы тоже делали в положении на спине. Я просто держала сына так близко к стенке, чтобы его ножки сгибались - и он сам отталкивался. Потом я стала в этот момент говорить "Толчок". Иногда он толкался - и я его катала, иногда просто многократно толкался, порой даже лежа на моих ногах.
5. Положение на животе. Я никогда не поддерживала сына за подбородок, только под грудь, за подмышки. Иногда он опускал лицо в воду, но поскольку он не расстраивался, то и я тоже. А висеть на подбородке мне всегда казалось неудобным, хоть на суше, хоть в воде. В этом мое мнение не совпадает с практикой грудничкового плавания, так что, возможно, я ошибаюсь.
Пока я поддерживала сына под грудь, настолько близко к поверхности, чтобы он мог спокойно держать голову над водой, ему было спокойно, и он активно шевелил руками и ногами (с первых занятий).
6. В положении на животе мы стали нырять. Иногда сын сам опускал голову, иногда я думала ему на лицо (Ныряй), а затем погружала в воду, одновременно перенося вперед. Он ни разу не испугался. Часто после этого он чихал, прочищал нос, после этого дышать ему становилось легче (меньше сопел).
7. Завершение занятия. Все занятие в воде длилось около 15 минут, а заканчивалось, когда сын уставал и я видела, что ему больше не нравится.
В конце я включала холодную воду и вертикально проводила ребенка в воде рядом со струей (в "холодном пятне").

Как мы выбирались на сушу

Опишу подробно, потому что для некоторых родителей сложно купать ребенка в одиночку именно потому, что они не знают, как закончить купание.
Я вставала в ванной, держа сына на руках (для верности опиралась на стиральную машинку). Сына укладывала на стиральную машину, на полотенце, животом вниз. Свободным краем полотенца накрывала его сверху. Сама набрасывала махровый халат, не вытираясь, вылезала из ванны (все время страхуя сына), брала его на руки. Вы также можете подготовить переноску и положить ребенка туда, чтобы он не упал.
После этого он ел и засыпал (прямо в полотенце или переодетый в пеленку), а я могла переодеться в сухое.

Купались вместе мы перед дневным сном, а перед ночным - я мыла его в детской ванночке и увлажняла кремом. 

Надеюсь, что мой опыт пригодится и вам. В следующей части я расскажу, как я купала одного сына в большой ванне. 

1 комментарий:

  1. Тамара спасибо за пост, я уже жду следующей части! Еще больше почувствовала нехватку доброй русской ванны в квартире... Нашу, купленную специально для Юли, можно наполнить лишь на глубину 30см, поэтому получается лишь какое-то подобие плавания на спине... Но истерики точно прекратились, после того как ныряния на спине мы допускать не стали))) Так что мы пойдем на бэби плавание в бассейн как прививки поставят. Спасибо!

    ОтветитьУдалить