21 мар. 2013 г.

Мини-группы как альтернатива развивающим центрам



Мини-группы как альтернатива развивающим центрам

Посвящается Сашеньке и Марку, нашим партнерам по развивающим занятиям, и их мамам Кате и Наташе, замечательным специалистам по развитию собственных и окрестных детей.


Если вы не можете найти подходящий развивающий центр для своего ребенка - сделайте его сами. Все достоинства групповых занятий + все удобство индивидуальных. 


Хочу поделиться опытом, который принес моему сыну много пользы, а мне - удовольствие. Это групповые домашние занятия. В нашем случае это были три мамы в декрете и три ребенка 1-1,5 лет.

Организация мини-группы

Для того, чтобы организовать свою мини-группу для домашних развивающих занятий вам понадобятся единомышленники, которые имеют детей приблизительно ровесников вашего и живут рядом. Очевидно, что искать компанию проще всего на детской площадке. Договоритесь, где и как часто будут проходить занятия. Мы встречались дважды в неделю, по очереди дома у каждой из нас. Важно сразу составить удобное расписание, чтобы оно соответствовало другим занятиям и планам всех участников. Договоритесь, будет ли проводиться занятие, если один участников заболеет (особенно если заболеет ведущий).

Подготовка к занятию

Прежде всего, нужно составить план занятия. Он состоять из одинаковых элементов или каждый из "педагогов" может выбрать свою специализацию. Затем нужно определиться с тем, что именно дети будут делать на ближайшем занятии, подготовить все необходимые материалы на каждого ребенка, образцы, оборудование (например, тоннель из табуреток). Если материалов не хватает (каждому нужны краски), договоритесь, что другие родители должны принести с собой. Не забудьте о тряпках для вытирания краски, подборе музыки для занятий. Отнеситесь к подготовке серьезно.
Подготовьте угощение. Об этом тоже нужно договориться заранее, потому что у детей бывают аллергии, а у родителей - индивидуальное представление о том, что в каком возрасте можно давать. Также вы должны обсудить, нужно ли плотно кормить детей, или наоборот - не портить аппетит перед обедом дома.
Уберите лишние игрушки. Это может быть сложно, так что продумайте заранее: сможете ли вы убрать все отвлекающие факторы (в отдельную комнату, сложить в детскую кроватку и накрыть одеялом). К тому же вам придется следить, чтобы ваш ребенок не выдал ваши тайники.

Проведение занятия

Когда гости приходят, особенно если они редко бывают в вашей квартире, им нужно освоиться. Они рассмотрят вашу кошку и залезут на лестницу. Также они захотят заглянуть на кухню и в детскую. Дайте им 15-20 минут.
Занимаясь с детьми от года до двух мы выяснили, что можем удерживать их внимание в течение 30 минут. У нас сложился примерный план занятий.
1. Разминка. Мы вставали в круг и выполняли простые упражнения, соединенные со стихами. В первый раз мама-ведущая проговаривала текст, а ее ребенок показывал движения, которые он уже разучил. Затем все мамы повторяли текст и движения, стимулируя своих детей выполнять упражнение. С первого раза, конечно, дети не запоминали, но мы продолжали повторять дома и на следующих занятиях, и делиться друг с другом новыми стишками-зарядками.
2. Творческая часть. Это были задания по лепке и рисованию. Стол с материалами должен быть готов заранее. Как-то раз мы рисовали, положив листы на табуретки.
3. Развитие мышления и мелкой моторики. У каждого из нас есть дома какие-то развивающие игры. Если не получалось организовать общую игру, мы использовали три игры, потом менялись. Это традиционные рамки-вкладыши, сортеры и т.д. Сюда же можно отнести игры с кубиками Зайцева, карточками и пр.
4. Подвижные игры. Мы устраивали полосы препятствий, играли с мячом. Здесь нужно было проявлять ловкость и координацию.
В ходе занятия мама-ведущая озвучивает план, предоставляет материалы, показывает образцы, а остальные мамы доносят эту информацию до своих детей, помогают им в выполнении. Мы также взяли за правило спокойно относиться к тому, что ребенок отказывается от задания. Пока остальные продолжают работу, он может слоняться рядом и ждать более интересного занятия.
Когда все задания выполнены или все дети перестали слушаться, занятие заканчивается. Появляется печенье и фрукты для детей и чай для мам.
После перекуса дети могли играть в любые игрушки пока не начинали зевать и капризничать, тогда мы расходились.

Участие в занятии

Готовясь к занятию в гостях, я продумывала, во что будет одет мой ребенок, нужна ли сменная одежда. Если мы собирались обменяться игрушками, я брала что-то для обмена.
На занятии нужно внимательно слушать маму-ведущую, направлять ребенка, чтобы он выполнял задания и не нервничать, если он не хочет.

В холодное время года, когда прогулок и общения не хватает как детям, так и взрослым, эти занятия позволяли нам встречаться, общаться и тратить втрое меньше сил на подготовку к занятиям. Весной мы даже провели пару занятий на улице (рисовали мелом, кормили птиц).
По техническим причинам наша мини-группа распалась, но мне приятно вспоминать о наших занятиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий