7 апр. 2013 г.

География и история для детей

География и история для детей


Знание мировой истории и географии - неотъемлемые качества культурного человека. Можно ли заложить базу для этих знаний еще до школы? Обсуждаем общий подход.


Важность истории и географии неоспоримы. При этом мне не встретилось ни одной исчерпывающей методики, позволяющей передать ребенку знания о них. Вместе с тем накоплено достаточное количество методических материалов, позволяющих выучить отдельные вопросы.
Я хочу вынести на обсуждение общие принципы изучение истории и географии с дошкольниками:
1. Необходимо сформировать у ребенка способность ориентироваться во времени и пространстве. Не путайте два составляющих знания: иметь представление об объекте и знать обозначение объекта. Эти две составляющие нарабатываются отдельно. Сначала ребенок должен узнать, чем апрель отличается от ноября, а Франция от Японии, а уже потом - пользоваться календарем и картой.
2. Интерес к знаниям важнее самих знаний. На конкретных примерах надо показать ребенку, почему важно ориентироваться во времени и пространстве, знать историю и географию. Использование этих знаний должно стать частью вашего стиля жизни.
3. Необходимо двигаться от общего к частному, сначала создавать систему координат, а потом заполнять ее. Сначала учить материки, а потом страны. Сначала рассказать, чем река отличается от озера, а потом учить реки.
4. Расставлять приоритеты. Различная информация имеет разную значимость для человека. Я предлагаю сначала объяснить ребенку, что такое столица, а затем перечислить столицы, которые ему знакомы (город с двухэтажными автобусами - это Лондон, страница страны Великобритании, город, где работает президент страны России - это Москва, столица России). Действительно, можно пойти другим путем: предложить ребенку запомнить столицы всех стран мира, но: а) это абстрактное знание будет крайне непрочным; б) эта информация будет менее полезна, чем другая, на которую у вас не хватило времени; в) поскольку вы сами этого не знаете, времени на подготовку уйдет больше. 

Если вы согласны с этими принципами, в следующих статьях я представлю конкретные методики для занятий. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий