Знание мировой истории и географии - неотъемлемые качества
культурного человека. Можно ли заложить базу для этих знаний еще до школы?
Обсуждаем общий подход.
Важность истории и географии неоспоримы. При этом мне не
встретилось ни одной исчерпывающей методики, позволяющей передать ребенку
знания о них. Вместе с тем накоплено достаточное количество методических
материалов, позволяющих выучить отдельные вопросы.
Я хочу вынести на обсуждение общие принципы изучение истории
и географии с дошкольниками:
1. Необходимо сформировать у ребенка способность ориентироваться во времени и пространстве.
Не путайте два составляющих знания: иметь представление об объекте и знать
обозначение объекта. Эти две составляющие нарабатываются отдельно. Сначала
ребенок должен узнать, чем апрель отличается от ноября, а Франция от Японии, а
уже потом - пользоваться календарем и картой.
2. Интерес к знаниям важнее
самих знаний. На конкретных примерах надо показать ребенку, почему важно
ориентироваться во времени и пространстве, знать историю и географию.
Использование этих знаний должно стать частью вашего стиля жизни.
3. Необходимо двигаться от
общего к частному, сначала создавать систему координат, а потом заполнять
ее. Сначала учить материки, а потом страны. Сначала рассказать, чем река
отличается от озера, а потом учить реки.
4. Расставлять приоритеты.
Различная информация имеет разную значимость для человека. Я предлагаю сначала
объяснить ребенку, что такое столица, а затем перечислить столицы, которые ему
знакомы (город с двухэтажными автобусами - это Лондон, страница страны
Великобритании, город, где работает президент страны России - это Москва,
столица России). Действительно, можно пойти другим путем: предложить ребенку
запомнить столицы всех стран мира, но: а) это абстрактное знание будет крайне
непрочным; б) эта информация будет менее полезна, чем другая, на которую у вас
не хватило времени; в) поскольку вы сами этого не знаете, времени на подготовку
уйдет больше.
Если вы согласны с этими принципами, в следующих статьях я представлю конкретные методики для занятий.
Если вы согласны с этими принципами, в следующих статьях я представлю конкретные методики для занятий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий