22 апр. 2013 г.

Можно ли понять произведение искусства?

Можно ли понять произведение искусства?


Я очень хочу, чтобы мои дети понимали живопись, музыку, литературу. Поэтому я провела настоящее исследование о поисках внутреннего смысла произведения и хочу поделиться с вами результатами. Приглашаю к обсуждению всех неравнодушных.


Мои рассуждения являются выражением моей личной точки зрения, но основаны на изучении искусствоведческих и литературоведческих научных публикаций. В целях популяризации важных, на мой взгляд, результатов, излагаю их понятным языком.

Зачем детям учиться понимать искусство?

1. Именно понимание произведения искусства и литературы является нормой для культурного человека, а я, безусловно, хочу вырастить культурных людей.
2. Понимание произведения искусства и литературы - это понимание чужой точки зрения, причем без обратной связи. А я хочу вырастить коммуникабельных людей.
3. Это опыт нелинейного, целостного мышления. А я хочу вырастить креативных, т.е. способных создавать новое, людей.
Если культура, общение и творчество не являются ценностями для кого-то, то понимание искусства им и их детям не нужно. Они могут включать детям Вивальди и показывать Репина, считая, что всесторонне развивают их.
Моей же целью при художественном, музыкальном, литературном воспитании является (в первую очередь) не развить эрудицию, а научить проникать в смысл произведения.

Что такое понимание?

Прежде всего, это процесс. Причем, процесс потенциально бесконечный (можно ли до конца понять другого человека?) и цикличный. Это движение от выявления общего содержания произведения к открытию значений каждой ее детали, а затем снова к уточнению смысла их уникального сочетания в этом произведении. С каждым таким циклом открывается все больше и больше. Этот процесс каждый проходит индивидуально, единственно верное понимание доступно лишь автору (и то не всегда), все остальные могут лишь более или менее приблизиться к нему.
Понимание происходит сразу на нескольких уровнях: 1) внешнем, т.е. какие мелодии мы слышим, какие события описаны, какие предметы нарисованы, а также какие приемы были для этого использованы автором; это принято называть формой произведения; 2) внутреннем - особенности мировоззрения и переживания автора, отразившиеся в произведении; это принято называть содержанием произведения. Эти уровни присутствуют не только в шедеврах, но и в работах любителей, в том числе детских. Неправильным можно считать такое понимание, которому противоречит значение целого или деталей на одном из уровней. Как вы видите, понимание произведения искусства похоже на работу врача (определить диагноз по симптомам) или детектива (воссоздать события по уликам).
Хочу обратить отдельное внимание на принципиальную разницу между тем, что автор мог использовать или не использовать определенные средства художественной выразительности, символы, но при этом в любом произведении, независимо от желания автора, есть внутренний смысл, который можно открывать для себя.

Что такое смысл произведения?

- это самое важное в произведении;
- отражает мировоззрение художника, характеризует окружавшую его жизнь;
- не ограничивается сознательным решением автора, включает то, что он не осознавал;
- не имеет точной словесной формулировки.

Что такое контекст?

Если вы автор, то должны знать это. Если вы смотрите/слушаете/читаете классическое произведение, то поверьте, автор знал это.
Произведение искусства воспринимается человеком не в чистом виде, а искаженно, через его собственное мировоззрение. Создавая произведение, художник представляет какого-то идеального зрителя, обобщенного для его эпохи и среды. Чтобы правильно воспринять произведение, нужно тоже представлять этого зрителя. Чем шире представления о жизни, о существующих точках зрения, тем глубже понимание искусства. Необходимо больше узнавать о культуре, истории, размышлять на вечные темы: жизнь и смерть, любовь и ненависть, юность и старость.
Работая над произведением, мастер знает, какое впечатление окажет на зрителей выбранный им цветовой колорит, как они расшифруют его символы, как воспримут ритм стихотворения. Наивно думать, что классический автор был глупее и менее образован, чем мы. Скорее всего, совсем наоборот. Его талант позволял использовать любые средства художественной выразительности, и если вместо обычных предложений и реалистичных изображений он использовал отдельные слоги и мазки, то это не свидетельство его непрофессионализма, а результат творческого процесса. Произведений, созданных непрофессионалами вы не увидите в рядах классики.

Таким образом, имея определенные знания и приложив усилия, мы можем понять произведения искусства если не так как понимал автор, то по крайней мере так, как он хотел, чтобы мы поняли.

Если вы согласны с тем, что понимание возможно и важно, то у меня хорошие новости. Я выкристаллизовала знание о том, как этому научиться и научить детей, применительно к изобразительному искусству. Об этом я расскажу в следующей статье.

2 комментария:

  1. "и если вместо обычных предложений и реалистичных изображений он использовал отдельные слоги и мазки, то это не свидетельство его непрофессионализма, а результат творческого процесса. Произведений, созданных непрофессионалами вы не увидите в рядах классики". если я правильно понимаю автора этой статьи, он включает в понятие искусства лишь классиков? имхо, в искусстве вообще некорректно использовать подход "профессионал/непрофессионал". Ведь на то оно и искусство. а "профессионализм" - это стандарты, рамки, каноны - все то, что убивает искусство. Будет интересно почитать, как именно на практике автор будет реализовывать идею, заявленную в статье, так как искусство надо чувствовать. Я встречала нескольких очень эрудированных и начитанных людей, которые, на мой взгляд, ничего не вынесли из прочитанных произведений и не поняли истинного смысла. Что называется, "для галочки". а окончательная же цель любого искусства (лично для меня) - делать людей лучше и добрее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за дискуссионное мнение! По моему мнению, искусство - это способ выражения, доступный в том числе детям. Но классики - это люди, превосходящие нас по масштабам духовного и интеллектуального развития, поэтому именно их произведения наиболее ценные для понимания (а не знакомства для галочки).
      Я хотела сказать, что все классики умели творить в академической манере, но некоторые из них сознательно избегали этого. Почему? "Вот мы и начали задавать правильные вопросы".
      Под профессионализмом я понимаю, как минимум, хорошее образование. Я не готова согласиться, что профессионализм убивает искусство. Сомневаюсь, что можно писать достойную музыку, не имея музыкального образования. Чтобы оказывать на людей то впечатление, какое хочешь, нужно быть и теоретиком в своей области и владеть большим количеством разнообразных выразительных средств.
      "Будет интересно почитать, как именно на практике автор будет реализовывать идею, заявленную в статье". Что вы понимаете под практикой? "искусство надо чувствовать". Это необходимо, но недостаточно. Его надо чувствовать, уже имея информацию и результаты рационального анализа. А также стремится к согласованию чувственного и аналитического восприятия картины.

      Удалить