14 мая 2013 г.

Блоки занятий

Блоки занятий


Перед ответственными родителями постоянно встает вопрос: как все успевать и ничего не забывать, планируя занятия с ребенком. Мои последний опыт в этой области - блоки занятий, и эту идею я хочу с вами обсудить.


Когда мы с вами составляли план на год, я уже рассказывала, что стараюсь заниматься с ребенком ежедневно всем понемножку, без привязки к определенному времени, когда появилась свободная минутка.
На практике получается, что мне сложно постоянно переключаться со своих дел на занятия с детьми и часть задач остается без внимания. Поэтому я решила сгруппировать некоторые виды деятельности и... изобрела велосипед - хорошо всем известные комплексные занятия.

Поскольку я до предела практичная, то мои комплексные занятия отвечают сразу нескольким требованиям:
- они достаточно короткие, чтобы ребенок не устал;
- они включают в себя все уроки, запланированные на день;
- они сконструированы так, чтобы помочь мне освободить время, а ребенку - не скучать;
- их столько, сколько раз за день я готова уделить время урокам.

Расскажу на пример занятий с 2-летним сыном. Все уроки у меня уложились в 4 блока, каждый их которых имеет такую структуру:
- сначала ребенок что-то смотрит, втягивается в обучающий процесс. Я в это время заканчиваю свои дела;
- потом нужно поработать головой;
- физкультминутка для разминки;
- творчество;
- спокойно посидеть и послушать маму;
- затевается интересная игра, продолжить которую сын может один.

Обратите внимание, в начале и в конце мамино присутствие не нужно. Получается, что мне нужно провести 4 раза по 4 пятиминутных урока. А это совсем немного. Более того, занятия с ребенком я встраиваю в свой день таким образом, чтобы поработав сначала головой, потом физически, я отдыхала и в то же время уделила время сыну.

Вот какие блоки у меня получились:
1. Добрый советский мультфильм.
Занятия математикой по пособию Петерсон.
Артикуляционная гимнастика.
Пение.
Чтение книг.
Сюжетная игра (с машинками) или другая веселая затея.
2. Мультфильм на английском.
Буквы (изучение нового по Букварю Жуковой или игры с буквами по уже пройденному)
Комплекс детской гимнастики.
Рисование.
Показ презентаций.
Игра с сенсорной коробкой
3. Познавательное видео с канала "Радость моя".
Занятия по книгам, проверка знаний об окружающем мире.
Подвижные игры.
Аппликация.
Рассматривание картин.
Мелкая моторика/Монтессори (игры с мелкими деталями, конструирование, имитация бытовой деятельности)
4. Бубнилки от Бакалибриков - песенки на разучивание складов.
Уроки музыки (читаем ноты, играем на синтезаторе)
Веселая зарядка (канал "Радость моя")
Лепка
Изучение карточек и энциклопедий.
Логические игры: мозаики, паззлы, вкладыши.

Очень важно, чтобы материалы для занятий были подготовлены заранее. Для этого я использую листы портфолио дошкольника, закладки в книгах (из стикеров, чтобы не потерять), распечатываю материалы на несколько уроков вперед.
Комплексные занятия всегда проходят лучше, если объединены общей темой. Я пока не достигла этого, но для меня равномерное и постоянное развитие по всем направлениям важнее, чем подчинение каждого дня определенной теме (которых не так уж и много). Если последовательность не важна, как в рисовании, я могу выбрать любой урок из списка, например, тот, который будет перекликаться с просмотренным мультфильмом. Если же мы занимаемся по Букварю, то осваиваем материал последовательно, вне связи с другими занятиями.

Сгруппировав занятия в 4 блока вместо 24 разрозненных занятий, а главное, заранее приготовив материалы для всех уроков в одном, удобном для меня месте (одна коробка и одна папка в "Избранном"), я значительно повысила выполнение плана.
Надеюсь, мой опыт будет для вас полезен.

14 комментариев:

  1. Да, очень полезный опыт. Как практично что все в одной коробочке и подготовлено! Также буду. Послушай а Юленьке моей в 4 с половиной мес может тоже что-то уже начинать надо? Я вообще ничего пока не делаю, разные предметы просто на изучение даю и 4 песенки знаю, вот и весь наш материал .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Начинать надо то, что хочется именно тебе. Что мы делали в 4 года: я пела, рассказывала стихи по памяти, дети перебирали игрушки и другие предметы, занимались в ванне, ползали, висели, я делала массаж и гимнастику, слушали музыку и вместе танцевали, дети рассматривали все, сидя на руках/ в слинге, слушали объяснения, присутствовали рядом пока я делала домашние дела, совершала покупки, общалась с людьми. Блоки - это только инструмент, чтобы ничего не упустить из виду. А наполнить их нужно тем, чего тебе и Юле хочется.

      Удалить
  2. Хмм, а у меня сын не играет самостоятельно, вообще! и в два года не играл, и в 4 не играл, сейчас 6 и до сих пор ему нужно, чтобы взрослый постоянно с ним занимался - хоть на батуте прыгать, хоть на компьютере играть, хоть конструктор собирать. Честно говоря, достает порядочно такой режим. Может вы подсказку какую-никакую датите?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, давайте думать вместе. Я понимаю вас, с моей старшей дочкой была похожая ситуация. Перебороли ее мы впервые в 4 года. Я была беременна и физически не могла играть с ней все время. У нее было 2 варианта: сидеть скучать или играть одной. Конечно, она ныла, и сейчас всех, кого можно вовлекает в свои игры, но я увидела: она может играть одна, и это все изменило. Сейчас я бы использовала такой способ: достать/сделать/купить новую или забытую игрушку, которая понравится ребенку, поиграть с ребенком 5 минут, а потом сказать: я иду варить обед. Можешь посидеть со мной на кухне или поиграть в эту игрушку. Что выберете ваш сын? Проблема в том, что каждый раз нужна новая, интересная игра или игрушка, а это требует напряжения мозгов. Поэтому лучше заранее составлять планы, списки и вносить туда все, что приходит в голову и встречается в интернете. Я так и делаю. Еще игрушки не должны быть все в доступе, оставьте 20%, остальные припрячьте.
      Еще есть такой момент: иногда детям достаточно, чтобы вы просто были рядом. Я садилась на пол с книгой, блокнотом, ноутбуком и занималась своими делами. А по мне ездили машинки и карабкались куклы. Сейчас моим детям 2 и 6. Кроме специально выделенного времени для занятий и игр, они подходят ко мне подзарядиться (обнять, посидеть на руках), а так - играют сами, как поодиночке, так и вместе.
      Из того, что есть на сайте, рекомендую посмотреть сенсорные коробки, веселые затеи, игры в ванной, монтессори для дома.

      Удалить
  3. Ой, спасибо за ответ! У нас баланс с точностью до наоборот - несколько раз в день по 5 минут нам с мужем удается увернуться от игр, а в остальное время - или я или он, чаще муж, чем я только и делаем, что играем. Будем работать над этим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что происходит, когда вы отказываетесь играть? Истерика?

      Удалить
  4. Нытье, или садится смотреть мультфильмы, или играет на компьютере (на компьютере он может играть один, хотя предпочитает с кем-то). Мое видение - ему нужна детская компания. Мы год назад переехали в Финляндию, а месяц назад поменяли здесь место жительства. Ребенок с детьми сходится не очень, но когда подружится - играет с удовольствием и без помощи взрослых. Так что ищем-с!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Безусловно, детская компания - это выход из ситуации. Знаю это, опять-таки по своим детям. Попробуйте найти полезные виды деятельности, которыми ребенок захочет заниматься сам. Например, в детстве я не играла одна, но охотно рисовала. Ваш сын играет на компьютере, но на целый день вы это не захотите растянуть. Может, что-то еще сможет его увлечь? Электронный конструктор, игра вроде бакуганов, магнитный дартс. Может, возня с домашним животным типа щенка или морской свинки?

      Удалить
    2. щеночек был бы чудо как хорош, но у мужа аллергия на животных :( а я их обожаю, сама росла всегда с собаками, кошками, хомяками, рыбками, ежами и морскими свинками :))

      Удалить
    3. может, все же бывают безаллергенные питомцы?

      Удалить
  5. Ещё особенность ситуации заключается в том, что муж - не отец ребенка, и познакомились они всего-лишь год назад. Естественно, он .(муж) приложил усилия, чтобы с сыном подружиться. и сейчас сын его буквально обожает и не хочет расставаться даже на минуту - сходить в туалет ( до этого, когда жили в России, он за мной бегал таким же хвостом). Мне кажется, что такая прилипчивость не слишком приятная черта характера, и вот ее я и хотела бы скорректировать. Не знаю, возможно ли это

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не детский психолог, так что не могу дать квалифицированный совет. Но мне не кажется из вашей истории, что у вашего сына есть некая негативная черта характера, которую следует искоренять. Может, это его естественная реакция на ситуацию в которой он находится? Может, он ощущает неуверенность из-за каких-то событий в прошлом? Иногда такая "привязчивость" говорит о том, что сосуд любви ребенка не полон. Если это так, определенные ваши действия, выражающие любовь, помогут ему обрести спокойствие, а вам - свободное время.

      Удалить
  6. Охох, может и не полон этот сосуд, любви же много не бывает! но он такой с рождения, как называют Сирсы - ребенок с повышенными потребностями. Помню, что даже в душ сходить для меня была задачка - не хотел без меня быть даже 5 минут, даже во сне - немедленно просыпался, как только я с кровати. Я думаю, что это и правда его потребность, а не блажь, но замечаю, что он подобным образом привязывается и к некоторым другим людям - папа соседского ребенка, девочка-подружка на курорте. Вот прилипнет как банный лист знаете куда, и начинает караулить у окон и т.п. Я просто думаю, что это болезненно для него, ведь людям, особенно детям, это не нравится и они начинают его избегать.
    Уххх, куда забрались, а началось-то все с блоков занятий :)) Хорошая идея, я тоже люблю планировать свои и детские занятия! и вообще, спасибо за блог - очень вдохновляет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, дети все разные, и потребность в определенных проявлениях любви у всех разная, и вы прекрасная семья, если имеете возможность столько времени отдавать ребенку.
      Если вы на самом деле хотите помочь ребенку опираться на самого себя, может, нужно к кому-то обратится за советом. Правда, я точно не знаю к кому. Вероятно к психологу, если можно найти заведомо хорошего психолога.
      Спасибо вам за добрые слова!

      Удалить