24 апр. 2013 г.

Как научить ребенка понимать изобразительное искусство? Часть 1.

Как научить ребенка понимать изобразительное искусство?


Важнейшей целью художественного развития ребенка является понимание произведений изобразительного искусства. Поскольку я не нашла четкой инструкции для родителей, как это сделать, пришлось написать ее самой (попутно сражаясь с ветряными мельницами).


Для того, чтобы заниматься со своими детьми, мне постоянно приходится преодолевать собственное невежество. Практика показывает, что невежество мое не уникально, поэтому я одновременно пытаюсь решить две задачи: найти самые лучшие способы для занятий с детьми и самой подтянуться до нужного уровня. Это касается моих знаний английского языка, музыки, православной веры, общей эрудиции. Но сегодня мы поговорим о понимании изобразительного искусства.

Прошлый раз мы выяснили, что понимание происходит на двух уровнях, значительно отличающихся друг от друга. Начнем с понимания формы картины. Для того, чтобы глубоко понять и запомнить что-то, ребенку нужно это пережить. Нельзя научить ребенка понимать картину, просто глядя на картину, необходимо предоставить ему жизненный опыт по различным направлениям.

Пережить ситуации необходимости искусства

Чтобы понять смысл искусства, его роль в жизни человека, ребенку надо самому попасть в ситуацию, в которой зародилось искусство: выразить свое отношение к человеку через портрет, совершить путешествие в красивое место и запечатлеть пейзаж, украсить предмет, придумать конструкцию.

Расширить представление о мире

Ребенку ни о чем не скажет изображение, например, астролябии, штангенциркуля или кандзаши, если он не знаком с внешним видом и назначением этих предметов. Нужно знакомить ребенка с разными культурами и историческими периодами. Сюжеты многих картин связаны с мифами, религиозными или литературными повествованиями.
Картины, которые вы показываете ребенку должны быть понятны ему по содержанию. Расширяя его знания о мире, расширяйте круг тем картин. По тематике я бы рекомендовала ограничить изображения страдания, аморального поведения, обнаженной натуры, сложных для понимания аллегорий.

Решать задачи художественной выразительности

Подбор цвета в соответствии с задачей художника, расположение фигур на картине, вертикальные и горизонтальные линии и другие средства художественной выразительности - это также внешние атрибуты картины. Они служат для решения частных задач, которые ставил для себя художник. Чтобы научиться видеть эти приемы в картине, ребенок должен сам иметь опыт их использования - опыт построения композиции, подбора колорита в соответствии со своими задачами. Тогда, глядя на картину, он сможет определить, какую задачу ставил художник, и как он ее решил. В то же время, знакомство с классическими образцами, выдающимися примерами, поможет ему лучше решать свои задачи. Так Художник и Зритель в ребенке дополняю друг друга. Он понимает, что созданию картины предшествует замысел. Также он понимает, что зритель будет воспринимать готовую картину, а не непосредственно замысел.
Важно также знать, какие приемы использовались во время и в среде художника, знать особенности стиля и уровне его мастерства, чтобы отличать случайное от намеренного.
Чем больше разнообразие приемов, которыми владеет ребенок, тем большее количество художественных стилей доступно его пониманию. Начав с реалистичных изображений, постепенно он научится воспринимать и импрессионизм и абстракционизм.

Роль символов

Художник может использовать не прямой, а символический смысл изображения. Чтобы воспринять его, важно знать, что в то время и в той среде использовались такие символы. Символы относятся к форме картины, а не ко внутреннему смыслу. Они расшифровываются с помощью знаний и логики. Это могут быть как загадки для внимательных, так и символы, используемые по традиции (как цвета в иконах). Произведение может быть, а может не быть иносказательным по задумке автора. В некоторые картины просто не заложен символический смысл. В работах любителей, эскизах, этюдах, этот уровень может отсутствовать.
Расширяя свои познания в области сюжетов, аллегорий мировой мифологии (для западного искусства, в основном, античных мифов и библейских сюжетов), известных литературных сюжетов, можно научиться читать символы, предназначенные для широкого круга зрителей. Есть символы, предназначенные для узкого круга - друзей, близких по стилю художников. В некоторых случаях эти символы также удается расшифровать.

Как показывать картину ребенку?

- выбрать картину или сделать подборку картин, иллюстрирующих определенную тему, уже полученную ребенком через опыт (роль искусства (например, декорации к спектаклю, представление о мире, например, парусники, решение задачи выразительности, например, изображение быстрого движения);
- подготовить объяснение непонятных изображений (например, незнакомых предметов)
- настроить ребенка на размер и цвета картины (например, показать серый прямоугольник, по размерам равный картине)
- привлечь внимание ребенка, сказав о значимости картины на доступном ему языке
- показать картину на 2-3 секунды
- обсудить тему картину, художественный образ
- убедиться, что ребенок понял и запомнил образ
- рассмотреть детали, соотнося их с художественным образом
- при обсуждении взрослый выступает проводником: он задает вопросы, обращает внимание на какие-то особенности, но не дает готовых ответов, не отвечает прямо на вопросы ребенка и не спорит.
- ребенок делает выводы в соответствии со своими возможностями. Они могут быть неверными, но для поиска правильного ответа у него впереди вся жизнь.
- обсудить картину настолько полно, насколько это возможно для ребенка на обоих уровнях анализа.
- обсуждение строится как выдвижение каких-то предположений об авторском замысле и проверка их на разных уровнях, в разных деталях до тех пор, пока предположение не подтвердится полностью.
  

Читайте, как научить ребенка понимать внутренний смысл картины, во второй части статьи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий